Следует сразу согласиться, что традиционный сейф, особенно высокого класса защиты, ужасен. В смысле с виду. Дело всё в том, что эти чудовища, на лицо ужасные, добрые внутри, создавали исключительно для банков или, на худой конец, ювелиров. которым надёжность важна, а всё остальное - совсем нет. Даже эргономика, по большому счёту, побоку, а от слова дизайн, которое у этой группы потребителей однозначно ассоциируется с завышенной ценой, начинается чесотка. И если сейфовая индустрия производила что-либо симпатичное, с точки зрения обывателя, то это были редкие исключения, родившиеся исключительно из любви к искусству. Следует ехидно заметить, что эти творения всегда выпадали из рынка и частенько хоронили бизнес своего создателя. В общем, тем гражданам, что решались притащить сейф к себе домой, всегда приходилось смиряться с его кошмарненьким видом ну или каким-нибудь образом его декорировать.

 Вот именно об этом мы сейчас поговорим. Что такое тюнинг? В широко распространённом значении этого термина, в основном применяющегося в околоавтомобильном мире, имеется в виду улучшение характеристик тюнингуемого объекта. Поскольку у сейфа существенных характеристик всего две - это огнестойкость и взломостойкость, обе из которых являются сертифицируемыми параметрами, их улучшение частным лицом невозможно. Ухудшение - легко. Так что скорее всего корректно использовать термин “моддинг”, прижившийся в компьютерной индустрии, обозначающий собой улучшение потребительских качеств в направлении улучшения внешнего вида. Основную цель моддинга хорошо формулирует википедия - “получение эстетического удовлетворения и выражение собственной индивидуальности”.

Именно ради этого всё и затевается - человеку нужен сейф, но он хочет его видеть как минимум сочетающимся с интерьером, в котором он находится. И этот позыв “я хочу красиво”, подкреплённый определёнными финансовыми возможностями, начинает метаться по рынку. Давайте посмотрим, что рынок может предложить в ответ. Самое простое решение - покрасить сейф в некий приятный или интересный заказчику цвет, реализуется довольно просто. И если не запариваться на глянцевую отделку, не вызывает сопротивления у производителей. Хотя исключения бывают и встречаются типы окраски, колер которых ни за какие деньги изменить нельзя. Глянцевая, в автомобильном духе, окраска даётся заводам несколько сложнее из-за совершенно другой используемой ими стали и более сложной отделки поверхности, но это всего лишь время исполнения заказа и деньги.

Вот чего нельзя от слова совсем, так это подогнать размер сейфа. Всё дело в том, что каждая модельная линейка долго разрабатывается, с мучениями испытывается и сертифицируется, что собственно и гарантирует защитные свойства сейфа. А сделать в духе мебельно/дизайнерски/архитектурных хотелок “давайте на пару сантиметров уже, глубже или шире” для производителя означает разработку, производство и сертификацию новой модели с нуля, а цена вопроса исчисляется на сотни тысяч евро. Именно поэтому, когда Вам где-либо обещают “сейф в размер заказчика”, это есть чистой воды обман.

Теперь о навешивании всяких декоративных украшательств. Основной визуальной проблемой сейфа, особенно высокого класса взломостойкости, являются петли двери. Поскольку основная защита сосредоточена вместе с существенной долей общей массы именно в двери, петли всегда получаются достаточно массивными. Но при этом они же и являются слабым местом. Производители ведь не дураки, лишнего пихать забесплатно не будут, поэтому каждый узел конструируется очень точно. Петли рассчитываются именно на вес двери в её полной комплектации. И если взять и вдруг добавить двери ещё килограмм 50 “красоты”, то петля конечно сразу не отвалится, но со временем могут возникнуть проблемы. При этом сами петли внутрь запихнуть нельзя по определению и они всегда громоздятся снаружи. К чему, собственно говоря эти разговоры. Дело всё в том, что именно по петлям можно определить “родителей” тюнингованного сейфа. Фишка ещё в том, что сами сейфостроители петель не производят, а в большинстве случаев покупают их, как запчасти у тех, кто на этом специализируется. Но при этом одна и та же петля у разных сейфоделов может быть присобачена по-разному. В итоге получается что-то типа отпечатков пальцев. Отличить и понять эту всю историю могут только профессионалы, но никак не тюнеры. Последние как раз и отличаются наплевательским отношением к предмету. Им-то петли мешают воплощать свои “художественные” задумки. И если производитель думал о том, что его сейф прослужит как минимум лет 50, то после вмешательства тюнеров, которые или навесят лишнего на дверь или, “подправят” геометрию самих петель, пушной зверёк может подкрасться очень быстро. Что же может случиться, спросите Вы? Да элементарно, Ватсон. Тяжелющая (несколько сот кило) дверь просто просядет в проёме сейфа и всё. Её будет не сдвинуть никакими силами. Это Вам не кухонный шкаф, перевернуть и вытрясти не получится.

За последний десяток лет на рынке появилось несколько “производителей” люксовых/элитных/эксклюзивных и так далее сейфов, которые собственно производителями сейфов не являются. Просто потому, что мастерская краснодеревщика или кожевенное ателье просто не в состоянии производить (т.е. разрабатывать и сертифицировать) сейфы в таком объёме, чтобы это было рентабельно. Они просто договорились с какими-то из сейфостроителей, которые и поставляют им “тушки” под тюнинг/моддинг. В идеальной ситуации, правильный сертифицированный, а значит гарантирующий определённый уровень защищённости, сейф (а иначе ради чего вся история затевается?) производится по заказу “тюнера” в определённой спецификации, которая в наименьшей мере мешает реализации художественных затей. И в любом “объекте”, или как в большинстве случаев бывает - в “жертве тюнинга”, можно опознать по характерным чертам, кто же стал “донором” и чего этот “объект” на самом деле стоит в плане защиты.

Но так бывает далеко не всегда. Скорее даже это редкость. Зачастую элитно/эксклюзивные умельцы в расчёте на то, что их никто не проверит, ведь тушку они “доработают” до неузнаваемости, берут в тюнинг не пойми что или что ни попадя. И это оправдано, так как порядочные производители не очень рады тому, когда их изделия кто-то “дорабатывает”. Уж очень много было прецедентов, когда “тюнер” что-то “усовершенствовал”, сейф в результате этого вскрыли, а все проблемы обрушивались на его производителя, так как тюнер, по понятным причинами и своей малости, при возникновении проблемы просто исчезал.

Приведём для примера три разных ситуации.

Одна флорентийская фирма, много лет выпускавшая деревянную мебель так скажем, с причудами, решила расширить свой ассортимент. И начала обшивать своими деревянными панелями металлические ящики. При этом, в глубине души отдавая себе отчёт, что ящики эти никакие и вскрывается вся история ровно как китайская входная дверь, в рекламе своей продукции на традиционных рынках используют слова “ящик, комод, коробка” и аналогичные. И только у нас они решили, что попали именно на поле чудес и окрестили свои ящики “сейфами”. Зовутся эти таланты Agresti и про них написан отдельный разбор полётов.

Вторые, хорошо у нас известные и появившиеся в русском сегменте многомиллионных изделий по сути первыми, - это Stockinger. Несмотря на знание сейфового рынка, кто же поставляет для них тушки, установить так и не удалось, скрывают изо всех сил. Замок, да - превозносимый в рекламе супер-пупер революционный Стоктроник, на самом деле - не что иное, как 30-летней давности швейцарский PAXOS с перелицованной клавиатурой. Проведённый как-то прямой опрос европейских производителей сейфов открыл интересную картину. Оказывается г-н Фон Риббентроп (как это имя “приятно” для слуха любого русского), хозяин этого самого Стокингера, в своё время обращался практически ко всем с деловым предложением. Но, по “странным” обстоятельствам, никто из порядочных и не очень (типа Формата, которым во все времена было абсолютно всё равно, кому чего продавать) сотрудничать не стал. Вопрос оказался репутационный, но это не тема данной статьи. В итоге никто не знает, что же именно за железо красится и обшивается в мюнхенской мастерской. Сделано как обычно? И да, мы в этой мастерской были, сейфов там не производят.

Третий пример. Всплывший недавно на наших просторах производитель сейфов для часов по имени Бубен-что-то там Зоген. Появившийся на свет в 1995 году производитель вертушек для механических часов долго радовал покупателей всяческими люксовыми конструкциями - часо-вместилищами. И вдруг, по их собственной версии, в 2008 году они начали делать уже сейфы для часов. То, что мы видим сейчас - это шкатулки класса S1 - которых хватит на пять минут защитить содержимое от нарка с монтировкой. Господа, и это объективная реальность, так как только на таких коробках удаётся сделать внутренние петли и тоненькое железо не мешает развесистому “моддингу”. Следует отдать должное этим австро-немцам, совесть им откровенно врать клиентам не позволяет и все защитные характеристики собственное сейфа либо тихо замолчаны, либо написаны в таком месте, что его ещё поискать придётся. Решившись однажды всё-таки сделать серьёзный сейф для часов они выбрали таки полноценный взломостойкий сейф, к которому не подкопаешься. Донором для флагмана, громко поименованного TITAN, оказался KABA Varrit maxima. Честный 4-й класс. С ним одна проблема - пока Бубены его украшали, это семейство не просто сняли с производства, а весь завод закрыли. Вот что значит, когда за дело берутся непрофессионалы. Интересно, сколько таких Титанов удалось произвести?

Этот Титанический пример заслуживает отдельного рассмотрения. В качестве примера для размышлений - оно Вам надо? Обычно, если заняться тюнингом или, как мы уже корректно установили - моддингом сейфа, то стоимость донора как правило удваивается, иногда, в сложных случаях, утраивается. Естественно мы берём уже сейфы-сейфы. Не ящики безродные и даже не базовый 1й - 2й класс. Элементарная здравая логика говорит что начинать эти игрища надо с класса третьего - четвёртого. Ну так вот, донор этого самого Титана, будучи классом 4, стоит для конечного покупателя тысяч 12-15 евро. В зависимости от жадности (ну или наглости) продавца хотелка может вырасти и до 20, но в этом диапазоне цен уже живёт 5-й класс. И как Вы думаете, почём Бубеновский флагман? Название было дано недаром. Запрос действительно титанический - под миллион евро. То есть он вырос не в два-три, а в пятьдесят с лишним раз. Это невозможно оправдать ни 38 крутилками для часов (мы, кстати при разборке оных никакой супер-пупер немецкой технологии или швейцарского качества так и не нашли, всё как у всех), ни зарядкой для iPad, ни high-end музыкальной системой. От последнего вообще любой, хоть как-то разбирающийся в музыкальной теме, свалится со стула в коликах смеха. Чистой воды получился предмет для развода лохов.

В связи с этим, возникают три вопроса:

  1. Готов ли нормальный человек оплачивать чужие фантазии? Ведь задачей получить красивый и удобный сейф, то есть взять реально защищающее своё содержимое сертифицированное изделие и подвергнуть его акту моддинга является “получение эстетического удовлетворения и выражение собственной индивидуальности”. А тут получается что надо платить немалые деньги за выражение чужой индивидуальности? Ладно бы это был Марк Шагал или Энди Ворхол, а не пара парней из глухого австрийского городка.
  2. Как вообще такое продаётся и где это поле чудес? На этот вопрос ответ прост. Схема продаж подобных “элитно-люксовых” квазисейфов совершенно иная. Их Вам продадут не в магазине и не через интернет. Это дела Вами же нанятых дизайнеров и архитекторов. Которые, занимаясь Вашим домом, научились влезать Вам в печёнку. И за премию, которую им платит производитель (можете называть это откатом, ведь официально сформулированная политика звучит так - только приведите нам клиента, дальше мы сами с ним поработаем), только начинающуюся от 10% номинала, мозг они Вам вынесут.
  3. Как получается у продавцов морочить голову покупателям? На половину этого вопроса отвечает предыдущий пункт, а вот что касается наличия или отсутствия какой-либо защиты, никто ведь в этих нюансах не разбирается, в сертификационные справочники производимые в количестве одного-двух экземпляров шкафы не могут попасть по определению. А фактическое отсутствие изделий на рынке и невозможность их пощупать в сочетании с “конским” ценником предохраняет от того, что кто-нибудь купит образец и проведёт тест, официальный или “народный”. А продажа одного-двух предметов с 20-кратной маржой позволяет и с рекламой не стесняться и архитекторов/дизайнеров подманить.

Резюмируем вышесказанное.

При возникновении желания обзавестись качественным и красиво-удобным сейфом и нежелании потом почувствовать себя резидентом Поля Чудес, единственно правильным путём является выбор базового серийного сейфа соответствующего класса защиты, в который умозрительно умещается всё, что хочется ему доверить, и его последующий внешний и внутренний моддинг на свой вкус или в соответствии с дизайнерским решением, которому Вы доверяете.

Сейфов, с самого начала спроектированных, чтобы быть люксовыми, эксклюзивными или, если хотите, элитными, не выпускается. От слова совсем. Все предложения на рынке - это всегда тюнинг либо завода либо самостоятельных ателье.

Нам известно только одно исключение, а мы знаем о сейфах всё.