Вообще говоря необходимость существования в современной бизнес-модели России такого органа как Федеральное Агенство по техническому регулированию и метрологии, в просторечии - Росстандарт, вызывает серьёзные сомнения.

Огромная структура, доставшаяся в наследство от Советского Союза, и вполне успешно определявшая и регулировавшая техническую политику государства, постепенно обезлюдела и утратила вообще какие-либо компетенции. Понятно, что так сложилось. Госфинансирование, стремительно сжавшись после распада Союза, было недостаточно даже для минимального прокорма сидевших десятилетиями на одном и том же месте зубров стандартизации. И постепенно эти, из последних от бескормицы сил, координировавшие техническую политику государства, без всякого преувеличения - энтузиасты и патриоты, постепенно сошли (вовремя) на пенсию. А вновь набираемые из учившихся чему-нибудь и как-нибудь недорослей совершенно не планировали следовать заветам современного премьер-министра “денег нет, но Вы держитесь”, не собираясь держаться, озадачились совершенно другими делами. 

Некоторые одарённые личности, рассматривавшие временное пребывание в стенах федагенства как короткий, но полезный для резюме этап биографии, отличились феерическими инициативами типа отмены всего, что не шевелится. Один, из уже бывших замов руководителя, толкнул мысль, что надо вообще все ГОСТы, в которые недавно изменения не вносились, отменить. Мотивация была понятной - нет изменений, денег не несут. А то, что при этом можно остаться без существенных и даже основополагающих стандартов, ему в голову видимо не приходило.

Можно предположить, что утвердившийся, благодаря пустившей у нас с 1990 года глубокие корни американской закусочной, клич “Свободная касса! единственный принятый этими новыми людьми метод организации работы. В погоне за монетизацией технического регулирования один из руководитель вообще оказался в бегах, но мы сейчас не про то.

Где-то в середине 90-х ещё удавалось находить некоторую подработку типа выпуска ГОСТов по заказу заинтересованных инстанций, что привело к появлению кучи стандартов ни о чём, которые ввели в действие и благополучно про них забыли. Наглядным примером является выпуск пачки “банковских” ГОСТов серии 51, которые не обновлялись с момента их введения и про которые вспоминают только тогда, когда надо выписать сертификат на что-нибудь, ни в какие-либо другие ворота не влезающее. В последние же годы интерес у государственных и окологосударственных заказчиков к теме стандартизации совсем пропал. Тот же ЦБ, ранее хоть как-то подкармливавший своими заказами, вошёл в состояние удовлетворённого кадавра и посылает всех во всяческие банковские объединения, которым вообще всё фиолетово.

Такое отношение со всех сторон конечно же может вызвать чувство обречённости у чиновников. Но вместе с ощущением собственной ненужности рядом вырастает безответственность. И один из механизмов, запустившихся сначала на почве безалаберности и некомпетентности в недрах Росстандарта, стал выпуск взаимоисключающих приказов. Что очень сильно напоминает действия органов внутренних дел в период постановки в 90-е - 2000е независимых бизнесменов в стойло под регулярное доение. Как это работало: у одних денег взяли, дело возбудили; у другой стороны денег взяли, дело прекратили; первые опять принесли, возбудили заново… И так по кругу, пока один из двух источников не иссякнет. И никто ни за что не отвечает.

При этом принцип “свободной кассы” полностью затмил даже инстинкт самосохранения выпускающих и утверждающих приказы Росстандартовских чиновников. Приведём пример:

Евразийское Экономическое сообщество принимает решение об унификации кодов продукции. Что понятно и важно. Не вдаваясь в бюрократические подробности, фактически, приказ с кодами подписывается всеми президентами стран-членов ЕврАзЭС. В каждой отдельной стране профильными министерствами и ведомствами данное решение ратифицируется и вводится в действие. Вроде, всё нормально. Но не в нашем случае. Росстандарт выпускает приказ, в котором говорится, что во исполнение решения Правительства РФ за номером 677, он вводит изменения в коды ОКПД. При этом, обратите внимание, что Федеральное Агентство, входящее в состав Министерства Промышленности и Торговли, не просто редактирует по собственному усмотрению подписанный президентами нескольких стран документ, что само по себе удивляет смелостью поступка, но ещё и в той части, право и ответственность “разрабатывать, вести и применять” ранее упомянутым ПП РФ возложено на другое министерство   Минэкономразвития!

Аппаратные игры, подумаете Вы. А вот ни разу. Бенефициар этого действа совершенно другой. Данный приказ Росстандарта отменяет тот код ОКПД, которым пользуются все участники рынка, а взамен него вводит несколько новых, которых нет ни у кого. И делается это исключительно для того, чтобы предусмотрительно организовавший собственную лабораторию, орган по сертификации и аккредитовавший их на “новые” коды “свечной заводик” мог выигрывать все госзакупочные тендеры без какой-либо конкуренции.

И ладно бы написали что-то осмысленное. С технической точки зрения получилась полная околесица. Приведём некоторые пояснения:

Выделяя из всей массы продукции сейфы, а именно их группу кодов “отредактировали”, всяческие их подмножества и частные случаи, то собственно критериев принадлежности к этой группе всего два: предмет обеспечивает защиту от внешнего воздействия или не обеспечивает, а только имитирует. Поскольку по умолчанию сейф подразумевается как изделие из металлов, то нахождение его в 25-м разделе ОКПД (Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования) в подгруппе 25.99.2 (Изделия металлические готовые прочие / Металлоизделия готовые прочие, не включенные в другие группировки / Изделия металлические прочие) является абсолютно логичным. Состав же подгруппы, состоящей из 3-х категорий: сейфов, дверей и металлических ящиков, является абсолютно полным и самодостаточным.

Попытки впихнуть какие-нибудь дополнительные категории, в особенности основываясь на предназначении изделия, могут быть обусловлены только желанием “заказчика” натянуть на себя кусок рыночного одеяла или, в широком смысле, сову на глобус. Для того, чтобы оценить идиотизм затеянного, достаточно просто задуматься чем, по большому счёту, отличаются сейфы для оружия от сейфов для документов и ценностей? И почему в достаточно большом сейфе высокого класса, подходящем для хранения наркотиков (давайте ещё сейфы для хранения просроченной колбасы организуем, она же представляет собой опасность для населения), нельзя сложить ружьё и пачку денег?

Двигаясь тем же самым путём можно легко наплодить различных категорий для всевозможных разновидностей, к примеру, гвоздей. Несложно (при определённой стимуляции или заморачивании головы соответствующего чиновника) мотивировать его на заведение лишних кодов ОКПД для отделения кровельных гвоздей от мебельных, а уж строительные точно надо откатегорировать от винтовых или гребенчатых. А заводик, производящий гвозди для прибивки в край уж точно будет заинтересован в отдельном и персональном коде ОКПД, который может оградить его от конкурентов и даже будет готов понести некоторые финансовые затраты. Ему надо только объяснить, куда, кому и сколько.

Если же говорить о формальной стороне этого действа, то помимо явного выхода Росстандарта за пределы своей компетенции, хотелось бы прояснить ещё один нюанс. Почему в обоснованиях вносимых изменений приводятся ссылки на документы уровня ФЗ и ПП, в которых на данную тему не только ни слова, но и по смыслу они совсем не близко? Это расчёт на то, что никто в документы такого уровня заглядывать не будет и, как следствие, неудобные вопросы не будут задавать?

Да что приказы. В недрах достаточно забюрократизированного ведомства можно найти массу взаимоисключающих и обоюдоотменяющих приказов. И каждый может найти для себя удобный, на который, в случае чего, всегда можно сослаться. Как оказалось, можно создать ещё более “комфортную” ситуацию. Если, к примеру, действующий стандарт кому-то не нравится, причём по той причине, что продукция в него не пролезает, то каким путём можно пойти? Первое, что приходит на ум попытаться внести в него изменения. Что надо сделать для этого? Ведь просто зайти в здание Росстандарта и начать клянчить, что-то предлагать не получится.

В действующей системе все ГОСТы расписаны по профильным Техническим Комитетам (ТК), которые и ведут разработку, внесение изменений и всё такое прочее, только согласуя свои планы на ближайшее грядущее с Ростандартом. Правильно, значит надо вступить в профильный ТК. Поскольку все ТК, по сути, неформальные объединения работающих в заданной сфере граждан, вступить туда несложно. А вступив, можно изобразить из себя великого специалиста с самым крупным в галактике производством и изнутри требуемые ГОСТы подредактировать. Что несложно сделать, когда в ТК нет других специалистов. И впихивание всяческих послаблений (а мы не забываем о том, что мотивацией вступления в ТК было невлезание выпускаемой продукции в требования конкретного ГОСТа) какое-то время может проходить, пока остальные члены ТК остаются под впечатлением галактического величия. Однако, в какой-то момент специалисты начинают врубаться, куда вносимые новым героем изменения ведут и, как правило, начинают брыкаться. И желаемые правки перестают проходить, а ведь аппетит во время еды уже пришёл, и хочется большего.

Встаёт вечный вопрос что делать? С галактическими амбициями выбора только два: купить или уничтожить. У нас хотя и капитализм, но продаётся не всё. Это мы про совесть и профессионализм. Стрелять оппонентов одного за другим? Некоторые может быть и испугаются такой перспективы, но тоже не все. Да и Уголовный Кодекс мешается, сейчас не 90-е.

На помощь в поиске ответа на вопрос появляются умные люди и приносят метод и средства решения проблемы внутри Росстандарта. Оказывается, что принцип разделения направлений работ и специализаций между ТК можно обойти. Точнее не обойти, а, пользуясь современным сленгом, положить на него. Что и было проделано следующим образом:

Сначала был создан Проектно-Технический Комитет. Такие образования предусмотрены законодательством, но исключительно для необходимости разработок в новых, ранее техническим регулированием не охваченных областях и на очень ограниченный срок. Несмотря на возражения профильного и занимавшегося темой уже 20 лет ТК, Проектный ТК создаётся и начинает печь ГОСТы. Причём совершенно безграмотные, ни о чём, и даже вредные. Шедевром была выпечка ГОСТа, который может, если им вдруг начнут заставлять пользоваться, вывести на улицы миллионы протестующих. Причём не пожилых и не очень здоровых лиц предпенсионного возраста, а вооружённых и умеющих пользоваться огнестрельным оружием граждан. Несмотря на протесты как всероссийских обществ охотников и стрелков, так и профессионального сообщества, указывавшего на глубокую безграмотность собственно документа, этот ГОСТ был принят и введён в действие. При этом Росстандарт одобряюще похлопал авторов по плечу и перевёл их из проектно-предварительного статуса в полноценный ТК.

Далее был исполнен ещё один финт. Старый, он же профильный ТК, выполняя задолго утверждённую тем же Росстандартом программу работ, завершает разработку давно назревшего стандарта. Который появился из разделения на две части давно существовавшего, но сильно загромождённого внесёнными ранее изменениями, до невозможности его применения, ГОСТа. Причём эта разработка, что бывает в последнее время очень редко, то есть практически никогда, проводится за счёт бюджетных средств. В тот момент, когда новый стандарт был готов, он, по всей видимости чем-то не понравился вновь созданному ТК, который срочно, по своей собственной инициативе, то есть без предварительного внесения в планы работ по государственной стандартизации, выпускает свою версию. Степень её безграмотности такова, что при прочтении даже оторопь берёт. Как Вы думаете, что произошло? Несмотря на потраченные бюджетные деньги, отрицательные отзывы на недостандарт и формальную невозможность протолкнуть эту кошмарную бумагу, Росстандарт проделывает феерический финт: оплаченную государством разработку, уже отправленную в печать, вытаскивают оттуда и переводит, впервые в практике, в стадию предварительного стандарта. И вновь явленный шедевр так же делают предварительным. То есть запускают в обращение два ГОСТа на одну и ту же тему!

Оригинальности этому хитрому ходу придаёт то обстоятельство, что область стандартизации, в которой одновременно действуют два предварительных стандарта, в соответствии с постановлением всё того же Правительства РФ, является обязательной, а по предварительным стандартам обязательная сертификация проводиться не может. То есть своими действиями Росстандарт остановил сертификацию, производство и ввоз/вывоз целого класса продукции. Это у нас такая государственная политика?

Видимо, в развитие уже освоенного метода запараллеливания, произошёл выход на новый уровень. На этот раз решили размяться на межгосударственном уровне. В упомянутом ранее ЕврАзЭС тоже есть структура, разрабатывающая стандарты для всеобщего, то есть всеми государствами, применения. И вот появляется всеми странами одобренный и согласованный Межгосударственный стандарт, который надо вводить в действие в РФ. Но он настолько не нравится одному из участников рынка, что тот начинает верещать и топать ножкой. А заодно и договаривается, ещё и задним числом, с Росстандартом о выпуске своего ГОСТа. Поскольку время поджимало, им пришлось писать свою версию впопыхах и на коленке. Получилась редкостная . Печатного эпитета для характеристики этого произведения найти не удаётся. Стремление не остаться без прикрывающего собственную деятельность ГОСТа и вытекающей из него кормушки в виде гарантированного столбления госзаказов, привело к тому, что в тексте нарушена не только логика и последовательность ссылок (только на первый взгляд попалось не менее 20 мест, когда ссылки ведут в несуществующие разделы), но даже Международная Система Единиц СИ. Хотя, что им международные соглашения?

Пикантности этой истории добавляет тот факт, что оказавшийся между двух огней Росстандарт навыпускал столько взаимоисключающих приказов, что получилось два одновременно действующих ГОСТа. Бардак прибывает.

Тогда давайте уж тогда будем более честными и начнём выпускать ГОСТы типа “Единственно правильная клубника выпускается Совхозом им. Ленина”. Будет коротко и всем понятно. Если кто из несоответствующих требованиям этого ГОСТа сумеет “собраться с силами”, то Росстандарт выпустит приказ, отменяющий ГОСТ про ленинскую клубнику и выпустит новый в пользу нового бенефициара. А может и не отменять предыдущий, а оставить оба в силе, если их “заказчики” договорятся. У остальных —пчёлы будут неправильные. В случае чего, “касса” открыта круглосуточно.

В завершение темы следует отметить, что на взгляд стороннего наблюдателя в стандартизирующем и метрологирующем ведомстве сложилась интересная тенденция: заместители руководителя в последнее время больше года свои кресла не занимают. То есть каждый из них умудряется наподписывать пакет документов с далеко идущими последствиями, а разбираться с ними предоставляет своим последователям. Получилось как в старом анекдоте: Винни-Пух, Пятачок и Иа-Иа дом строили. Когда все деньги закончились, а дом не появился, к руководившему стройкой Винни пришли… На законный вопрос “Где деньги, Зин? он ответил: “А вы сами с такими заместителями что-нибудь постройте один осёл, а второй вообще свинья. Вопрошающие пришли к заместителям  и в ответ услышали: “Да что вообще с таким руководителем построить можно у него в голове одни опилки!